Философские мысли морского эколога. Галина Миничева, доктор биологических наук, директор Института Морской Биологии НАН Украины (Одесса).
Der Krieg und das Meer. Philosophische Gedanken eines Meeresökologen. Galina Minicheva, Doktorin der Biowissenschaften, Direktorin des Instituts für Meeresbiologie der Nationalen Akademie der Wissenschaften der Ukraine (Odessa).
Война и Море
(Философские мысли морского эколога)
Люди, которые инициируют разрушения и убийства, рано или поздно ответят за свои преступления. Нет большего греха, чем посягнуть на чужую жизнь, но не меньший грех осознанно разрушать живые системы нашего Планетарного Дома, к которым относится и Море. Морские просторы служат нам кладовой и столовой, вокзалом и больницей, санаторием, но и, к сожалению, мусорным контейнером. А иногда они становятся полем боя и кладбищем…
Цивилизованный Мир решением ООН признал Океан «системой жизнеобеспечения человеческого общества».
Все внутренние водоемы и Моря Европы взяты под охрану Водными Рамочными Директивами Евросоюза, с целью достичь для них «Позитивного Экологического Статуса». Европейская Стратегия Голубого Роста, которая сейчас получает большую финансовою поддержку, в том числе и для Черного моря, направлена на экономические аспекты устойчивого взаимоотношения системы «Человек-Море». Но какие бы стороны наших взаимоотношений с Морем в тот или иной момент ни становились приоритетными, какую бы глубину его связей мы ни постигли, эти этажи активности современного общества должны стоять на фундаменте морали. Без такого фундамента сложная многоэтажная конструкция распадается, как карточный домик. Сейчас мы воочию наблюдаем это обрушение в связи с событиями последних пятнадцати месяцев, которые развернулись в центре Европы.
Война – это крайняя точка на шкале моральных отношений, которые существуют на нашей планете. Еще есть безразличие, необразованность, наплевательство, жажда сиюминутной выгоды любой ценой и множество других грехов, присущих человеку, с которыми мы еще не справились. И прежде чем рассмотреть, чем же стало для нас Черное море в тяжелые часы испытаний, когда Украина превратилась в поле боя, для получения общей картины, надо вспомнить события более ранние, которые отражают различные положения бегунка на шкале наших моральных отношений с Морем.
Вторая половина прошлого столетия, IX-XII пятилетки развития народного хозяйства СССР. На поля Украинской ССР и в сады Молдавской ССР тысячами тонн высыпаются удобрения для получения сверхурожаев. Интенсифицируются многочисленные промышленные производства. Вопрос о замкнутых технологиях не актуален, он снижает конечные производственные показатели и затрудняет получение «Звезд Героев», а концепции «CircularEconomy» еще и вовсе не существует…Как уложить в головах не только простых людей, но и государственных чиновников, что все, что мы делаем на водосборном морском бассейне, даже когда просто моем руки под краном, рано или поздно попадает в Море? Надо сказать, что у Моря спокойный характер, крепкие нервы и достаточное терпение. Но в 70-е годы даже эта устойчивая система не выдержала. Разразился экологический кризис – евтрофирование, заморы, гибель живых организмов, сокращение биологического разнообразия, снижение рекреационных качеств побережья и многое другое.
Понадобилось долгих 20 лет, чтобы знание и моральные качества небольшой группы ученых, лидером которых стал морской биолог из Великобритании Лоуренс Ми, при поддержке многих черноморских исследователей, включая неординарную личность, легендарного исследователя Черного моря академика Ювеналия Петровича Зайцева, вывели данную проблему на межгосударственный уровень. В 1992 году в Бухаресте министры экологии черноморских стан подписали Конвенцию о защите Черного моря от загрязнения. А 31 октября 1996 года (в День Черного Моря) начался новый этап в жизни черноморской экосистемы – был подписан План Действий по реабилитации и защите Черного Моря. Но если мы хотим помочь морской экосистеме, недостаточно прийти на ее берега, надо отойти к границе ее водосборного бассейна, иначе наши действия будут не эффективны. Большая часть водосборного бассейна Черного моря приходится на одну из самых крупных европейских рек – Дунай.
Международная Комиссия по защите Дуная (ISPDR) присоединилась к черноморской инициативе и на протяжении многих лет, при поддержке 15 придунайских стран, включая Украину, прикладывала все усилия для очищения водосборного бассейна Дуная. Моральное поведение дает положительные результаты.
Добрые помысли и намерения в сочетании с профессионализмом, последовательностью и финансовой поддержкой показали свою эффективность и в случае с черноморской экосистемой. Уже в первых десятилетиях нашего столетия на уровне Черноморской экологической Комиссии (BSC), штаб которой находится в Стамбуле, ученые всех черноморских стран, на основе разнообразных биологических индикаторов, поставили новый диагноз – «Recovery» – процесс восстановления! Очень просто увидеть здесь очевидную закономерность – «Экологическое состояния Моря прямо пропорционально связано с моральным уровнем национальных сообществ, населяющих его берега». К сожалению, нынешний век принес нам проблемы, связанные с климатическими аномалиями, которые не минули и морские экосистемы, но это уже другая история, и там встает все тот же вопрос Морали человеческого поведения, но уже не регионального, а планетарного масштаба.
Наверное слишком ярко засияло солнце и слишком много было надежд, чтобы нечисть могла спокойно наблюдать за этим. 24 февраля 2022 года началось противостояние… Море помогло выгнать врага с острова Змеиный, потопить крейсер «Москва», сбить вражеские самолеты и поднять такую волну, чтобы враг даже и не помышлял о высадке десанта. Не простой ценой далось Морю стать на сторону Свободы и Справедливости. С февраля по сентябрь 2022 года 52% акватории украинского сектора Черного моря, единожды или многократно были залиты нефтяными пленками в результате военных действий, которые проходили над акваториями (спутниковые данные Института морской биологии НАН Украины).
Однако на протяжении военного времени, был проведен еще один уникальный по масштабам эксперимент. Военные оградили Море от докучливых и многочисленных «пользователей», заминировали многокилометровое побережье, закрыв доступ и врагам и своим. К тому же 2022 год оказался самым маловодным за последние десятилетия, и в морскую среду не попало избыточное количество речной воды с органическими соединениями и загрязнителями, которые очень усложняют жизнь Моря. В результате на некоторых участках Одесского побережья к осени 2022 года эксперты даже зафиксировали поднятие экологического статус-класса Моря на одну категорию в лучшую сторону.
Битва не окончена – 6-ое июня 2023 года для Судьбы Моря не уступает по трагичности 24-му февраля 2022. Нелюди взрывают дамбу Каховского водохранилища… Море реагирует не столько на количество ударов, которые ему наносят, сколько на их силу. Несколько суток объёмы речной воды, в несколько сот раз превышающие среднерегиональный уровень, сносят на своем пути все живое. А главное, все, что категорически не должно оказаться в водной среде, оказывается в ней, и все это попадает в Море. Эффект достигнут – для Моря нокаут, для людей страх и оцепенение. В прибрежной зоне плывут остатки жилых конструкций, на морской берег выбрасывает речные растения и животных, к сожалению, и трупы людей… Обычная для этого времени соленость с 13 промилле за несколько суток падает до 2-4. Вода окрашивается в бурый цвет и физическое соприкосновения человека с такой средой становится просто опасным. Но нам надо понимать роль Моря в этой ужасной экологической катастрофе – экоциде. Теперь, когда все это уже произошло, нам никто не поможет, кроме самого Моря.
Процессы ассимиляции, трансформации и захоронения аллохтонного (поступающего извне) вещества могут осуществиться теперь только в морской толще. Сильное цветение одноклеточных водорослей, которое возникнет на привнесенном минеральном и органическом веществе, будет «выжигать» его, вовлекая в природный автотрофный процесс, и захоронять в донных осадках. Да, интенсивное цветение сине-зеленых водорослей – это не самый приятный для нас процесс, но кто сказал, что лечение всегда бывает приятным? Чем интенсивнее будет гореть «морской пожар» из одноклеточных водорослей, тем больше и быстрее они будут забирать на себя органический субстрат, которым не прочь поживиться различные бактерии, в том числе и патогенные.
Мы можем помочь, в этом процессе, не оставляя в водной среде доступное для изъятия органическое вещество, он должно быть вынесено на берег, собрано и утилизировано. После такого пожара на теле Моря обязательно образуются глубокие рубцы и шрамы. Биологические сообщества будут перестроены. О конкретной «конфигурации шрамов» морские биологи расскажут позже. В первую очередь будут страдать представители верхних пищевых цепей, то есть те обитатели моря, которых мы знаем «в лицо» и которые вызывают у нас наибольшее сочувствие. Однако не надо забывать базовую экологическую истину – убить экосистему невозможно, она скорее может создать в себе условия, невыносимые для человека. Вид обезображенного Моря, еще долго будет «портить нам настроение» и сказываться на различных «экологических сервисах», которыми мы раньше пользовались, не задумываясь и не давая себе труда сказать «Спасибо!». В этой ситуации надо набраться терпения и быть благодарными Морю, что оно возьмет на себя большую часть страшных последствий этой аморальной катастрофы.
В соответствии с Морской Стратегией, европейские моря для достижения Хорошего Экологического Статуса должны оцениваться и контролироваться по 11-ти Дескрипторам, от биологического разнообразия до морского мусора и шумов. Европейские эксперты учли в этих Дескрипторах все предыдущие знания и имеющийся опыт воздействия Человека на морские экосистемы. Но и в страшном сне нельзя было себе представить, что наступят времена, когда Украина, как морская держава европейского Черного и Азовского морей, на основе собственного тяжелого опыта, должна будет выступить с инициативой введения 12-го Дескриптора «Военное воздействие». Воистину дальше двигаться некуда – это красная черта Морали, которая отделяет человечество от пропасти.
9 июня 2023 г.
Галина Миничева